Методика расчёта калькуляции

7 августа 2013 года вошло в историю визуальной индустрии Украины как день создания УКРАИНСКОЙ АССОЦИАЦИИ ВИЗУАЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ.

УАВИ была создана для решения таких проблем в отрасли визуальной индустрии, как

  • отсутствие общения между производителями;
  • проблемы с поставщиками;
  • недовольство клиентов;
  • некомпетентный персонал;
  • отсутствие стандартов качества продукции;
  • демпинг цен со стороны конкурентов;
  • отсутствие регулирующего законодательства.

Для решения этих проблем сформированы программы развития УАВИ и созданы рабочие группы по их решению.

Проблема демпинга на рынке визуальной индустрии во многом обусловлена неумением многих фирм корректно определять себестоимость своей продукции, отсутствием инвестиционной составляющей в этой себестоимости, и как следствие, невозможность фирмы развиваться и уверенно смотреть в завтрашний день.

Решению этой проблемы посвящена программа №8 УАВИ, которая создана для разработки рекомендаций для составления калькуляций себестоимости продукции, корректному ценообразованию. В состав группы вошли представители фирмы «Битлайн» г.Чернигов, компании «Мандарин» г.Харьков и фирмы «ОЗОН-91» г.Кривой Рог.

Немного истории…

В русском языке слово «калькуляция» (лат. calculatio – вычисление) появилось во второй половине XIX в. и означает исчисление себестоимости.

Зарождение калькуляции непосредственно связано с развитием производительных сил общества. В условиях рабовладельческого строя, формирующиеся товарно-денежные и кредитные отношения велись по схеме «приход-расход».

Позже, когда в Италии начали образовываться купеческие товарищества, и прибыль должна была распределяться между отдельными купцами пропорционально вложенному капиталу, возникла двойная запись.

С зарождением мануфактурного производства формирование производительных сил общества, самого способа производства совершенствовали приемы и методы калькулирования. Наиболее стремительное развитие калькуляции себестоимости как инструмента оценки рентабельности товаров, как способ преодоления конкуренции получило в условиях промышленного производства.

Виды себестоимости.

Калькуляция себестоимости

В соответствии с отраслевыми инструкциями по планированию, учету и анализу себестоимости продукции можно выделить три основных метода калькулирования себестоимости продукции: котловой, позаказный и попередельный. Все остальные способы являются комбинацией этих трех методов.

Из этих способов калькуляции себестоимости в визуальной индустрии подходит позаказный способ калькулирования себестоимости продукции, т.к. Наши продукты, как правило, уникальны и изготавливаются в единичных экземплярах, хотя бывают и исключения.

Себестоимость — это затраты на выпуск и/или единицу готовой и/или реализованной (проданной) продукции, работ, услуг. Соответственно выделяют: себестоимость всего выпуска продукции за период и себестоимость единицы продукции (работ, услуг).

В связи с тем, что сбыт (реализация) продукции требует дополнительных затрат, выделяют себестоимость готовой продукции и себестоимость реализованной продукции.

Применительно к работам и услугам также можно говорить о себестоимости их выполнения и затратах на сбыт, к которым относятся затраты на содержание подразделений, занятых продвижением работ и услуг на рынке, поиском заказчиков, рекламой, исследованием рынка и тому подобное, и затраты на выплату вознаграждения посредникам, а также затраты на гарантийное обслуживание созданных в результате выполнения объектов.

Готовой следует считать продукцию, обработка которой закончена и которая отвечает техническим условиям, стандартам и условиям договора с заказчиком, укомплектована и принята отделом технического контроля или другим подразделением, отвечающим за качество продукции.

Смысл учета только производственной себестоимости состоит в том, чтобы упростить процедуру ее расчета, отказавшись от поиска объективной методики распределения общехозяйственных расходов.

Согласно п. 11 П(С)БУ 16 и МСБУ 2 производственная себестоимость включает:

  • прямые материальные затраты;
  • прямые расходы на оплату труда;
  • прочие прямые расходы;
  • переменные общепроизводственные расходы;
  • постоянные распределенные общепроизводственных расходов.

Себестоимость готовой продукции — это денежная оценка одного из активов, а себестоимость реализации — это денежная оценка расходов на проданную (реализованную) продукцию.

Согласно п. 11 П(С)БУ 16 и МСБУ 2себестоимость реализации продукции включает:

  • себестоимость проданной готовой продукции, которая определяется по избранному методу оценки выбытия запасов;
  • сверхнормативные производственные расходы;
  • нераспределенные (то есть не включенные в себестоимость готовой продукции) постоянные общепроизводственные расходы (НПОПР).

Исходя из вышеперечисленных параметров, принимая во внимание, что все участники УАВИ являются компаниями-производителями, за основу мы берем методические рекомендации № 373 (Методические рекомендации по формированию себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности, утвержденные приказом Минпромполитики Украины от 09.07.2007 г. № 373).

Рабочая группа УАВИ разработала методику калькуляции себестоимости продукции, используя следующие статьи калькуляции:

Калькуляция на изготовление единицы продукции согласно проекта

Статьи калькуляции
1. Сырье и материалы
2. Топливо и энергия
3. Зарплата производственного персонала
4. Отчисления на заработную плату производственного персонала
5. Амортизация
6. Общепроизводственные расходы
Производственная себестоимость
7. Административные расходы
8. Расходы на сбыт
9. Прочие операционные расходы
Полная себестоимость
Прибыль
НДС
Отпускная цена

1. Сырьё и материалы:
Статья включает в себя:
1. Стоимость всех необходимых для изготовления изделия или проекта сырья и материалов, а также сырье и материалы для хозяйственных нужд, технических целей и содействия в производственном процессе изделия или проекта. Первоначальной стоимостью сырья и материалов, приобретаемых за плату, является их себестоимость, включающая такие фактические расходы:
— суммы, уплаченные поставщику по договору за вычетом непрямых налогов;
— суммы непрямых налогов на материалы, которые не возмещаются предприятию;
— транспортно-заготовительные расходы – стоимость погрузочно-разгрузочных работ и транспортные расходы на транспортировку сырья и материалов к месту производства, включая расходы по страхованию рисков, расходы на противопожарную и сторожевую охрану, расходы на командировки водителей и экспедиторов по доставке грузов от поставщиков;
— потери сырья и материалов в пределах установленных норм;
— стоимость тары и упаковки одноразового использования, приобретенная вместе с материалами у поставщиков.
2. Стоимость всех услуг сторонних организаций по дизайну, печати, лазерной или фрезерной порезки (гравировки), дизайну, сварочным работам, транспортным, логистическим и иным услугам сторонних организаций, необходимых непосредственно для изготовления изделия или проекта

2. Топливо и энергия
Включает в себя количество топлива и электроэнергии, затраченное на производство данного вида продукции, в том числе на эксплуатацию транспортных средств, отопление и освещение производственных помещений, на выработку тепло- и электроэнергии, потребляемых в производственной деятельности предприятия.
Определяется согласно приборов учета и соответствующего тарифа. Высчитывается средняя стоимость в час и умножается на время изготовления согласно техпроцесса.

3. Зарплата производственного персонала
Включает в себя заработную плату, премии и поощрения другие расходы на оплату труда производственному персоналу согласно действующего законодательства.
Определяется как время, затраченное производственным персоналом на изготовление изделия (согласно техпроцесса или технологии), умноженное на среднюю заработную плату производственного персонала и количество времени, затраченное на производство продукции

4. Отчисления на заработную плату производственного персонала
Определяется ставкой ЕСВ, которая устанавливается соответствующими Законами Украины.

5. Амортизация
Определяется как доля годового фонда амортизации оборудования, машин, механизмов, зданий и сооружений, задействованных в производственном процессе согласно времени, затраченного производственным персоналом на изготовление изделия (Определяется исходя из средней амортизации, рассчитанной на час времени согласно баланса за предыдущий отчетный период. Средняя амортизация в час умножается на время изготовления согласно техпроцесса.)

6. Общепроизводственные расходы
Определяется исходя из средних показателей на общепроизводственные расходы: уборка производственных помещений, коммунальные услуги за производственные помещения, стоимость мелких расходных инструментов и материалов, стоимость программного обеспечения, используемых в общехозяйственной деятельности. Высчитывается средняя стоимость в час и умножается на время изготовления согласно техпроцесса. Стоимость тары и упаковки продукции.

Статьи общепроизводственных расходов:
6.1. Аренда, коммунальные услуги производственного помещения
6.2. Фонд оплаты труда общепроизводственного персонала
6.3. Отчисления в соц. фонды с зарплаты общепроизводственного персонала
6.4. Малоценный и быстроизнашивающийся инструмент и материалы
6.5. Стоимость программного обеспечения, используемого в производственной деятельности
6.6. Упаковка продукции

Производственная себестоимость
Определяется как сумма пунктов 1-6.

7. Административные расходы
Включают в себя расходы на аренду офиса и ли административных помещений, расходы на связь и интернет, зарплату административного персонала и отдела сбыта, налоги на фонд оплаты труда, затраты на командировки административного персона, налоги, затраты на расчетно-кассовое обслуживание, амортизация средств, используемых в административной деятельности. Высчитывается средняя стоимость в час и умножается на время изготовления согласно техпроцесса.

Статьи административных расходов:
7.1. Аренда административных помещений
7.2 Расходы на связь
7.2.1. Городской телефон
7.2.2. Мобильный телефон
7.2.3. Интернет
7.3 Зарплата управленческого персонала
7.4 Отчисления в социальные фонды с зарплаты аппарата управления
7.5. Амортизация основных средств
7.6. Расходы на служебные командировки управленческого персонала
7.7. Налоги
7.8. Плата за расчетно-кассовое обслуживание
7.9. Стоимость программного обеспечения, используемого в административной деятельности
7.10. Затраты на подписку.
7.11. Затраты на канцтовары.

8. Расходы на сбыт
Включают в себя расходы рекламу и исследования рынка: стоимость доменных имен и хостинга сайтов, продвижение в поисковых системах. Маркетинговые исследования. Расходы на участие в выставках и других мероприятиях по продвижению фирмы и продукции.

Статьи расходов:
8.1 Расходы на рекламу и исследования рынка
8.1.1 Продвижение на платных площадках и досках объявлений
8.1.2 Хостинг официального сайта
8.1.3 Оплата за продвижение в поисковых системах Гугл и Яндекс.
8.1.4 Продвижение других сайтов компании
8.2 Расходы, связанные с участием в выставках
8.3 Расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание

9. Прочие операционные расходы
Расходы на доставку, установку и эксплуатацию изделия.

Статьи операционных расходов:
9.1. Расходы, связанные с доставкой изделия заказчику
9.2. Расходы, связанные с монтажом изделия
9.3. Стоимость механизмов, используемых для монтажа (автовышки, автокраны, др.)
9.4. Затраты на гарантийное обслуживание.
9.5. Затраты на оплату услуг посредников.

Список использованных документов:

  1. НК Украины — Налоговый кодекс Украины
  2. Закон о ценах — Закон Украины от 03.12.1990 г. № 507-XII «О ценах и ценообразовании»
  3. Методические рекомендации № 47 — Методические рекомендации по формированию себестоимости продукции (работ, услуг), утвержденные приказом Государственного комитета промышленной политики Украины от 02.02.2001 г. № 47
  4. Методические рекомендации № 65 — Методические рекомендации по формированию себестоимости перевозок (работ, услуг) на транспорте, утвержденные приказом Минтранса Украины от 05.02.2001 г. № 65
  5. Методические рекомендации № 373 — Методические рекомендации по формированию себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности, утвержденные приказом Минпромполитики Украины от 09.07.2007 г. № 373
  6. МСБУ 2 — Международный стандарт бухгалтерского учета 2 «Запасы стандартов»
  7. П(С)БУ 9 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденное приказом Минфина Украины от 20.10.1999 г. № 246
  8. П(С)БУ 16 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом Минфина Украины от 31.12.1999 г. № 318

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *