Как вы думаете, насколько может отличаться цена изготовления стандартной световой вывески, при условии, что 15 компаний, получивших заявки на расчёт, имеют собственное производство и, судя по портфолио на сайтах, изготовлением элементов наружной рекламы занимаются давно и успешно?
Уверен, правильный ответ не назовёт никто! К примеру, я предполагал, что разбежность в стоимости не может превышать 50%. Но когда я увидел результаты исследования, то, признаюсь, был «слегка» шокирован. Так вот, цена на стандартную деланную-переделанную на любом производстве световую, прямую вывеску (без учёта монтажа) как, оказалось, может отличаться в шесть раз. Причины? Их много, но основных всего две!
Первая причина – это отсутствие принципов формирования цены. Например, многие компании, к сожалению, до сих пор рассчитывают стоимость по формуле стоимость материалов умноженная на «К». Где «К» – это некий магический коэффициент, в который, к слову, входят все затраты предприятия, заработная плата и даже плановая прибыль. Кстати, из моего личного опыта могу сказать, что большинство руководителей не знают или уже не помнят, почему используют то или иное значение этого коэффициента.
Вторая причина – это отсутствие технологических стандартов производства рекламных вывесок. Ведь не секрет, что чаще всего решение о том, какие применять технологии и соответственно материалы зависит от личного опыта и, как ни странно, настроения работника (сметчика, менеджера), который производит расчеты.
В подтверждение выше сказанного, предлагаю ознакомиться с моим исследованием. И так, сразу по возвращении с годового собрания УАВИ, как я уже писал, пятнадцати украинским компаниям, были высланы запросы на расчёт стоимости стандартной световой вывески. Задание звучало так: некая компания ищет подрядчика на изготовление фасадной, световой вывески размером 3000х600 мм, без учёта проведения монтажных работ. К выше сказанному, прилагался макет вывески, а при необходимости и электронный графический файл.
Результат проведённого исследования.
- В исследовании принимали участие предприятия из Киева, Днепропетровска, Харькова, Чернигова, Житомира, Черкасс, Луцка и Сум.
- Минимальная цена составила 4680,00 грн. (188 дол. США), а максимальная – 29500,00 грн. (1180 дол. США). Но если бы мы не учитывали самую низкую и самую высокую стоимости, то разброс цен составил бы 6200,00 грн. (248 дол. США) и 13800,00 грн. (552 дол. США). А те, кто думает, что разница в стоимости зависит от сложившейся рыночной цены в регионе, приведу пример Днепропетровска, в котором из 4-х компаний минимальная цена составила 7125,00 грн. (285 дол. США), и максимальная – 14358,00 грн. (574 дол. США), как не крути, а разница очень большая. Кстати, предприятия, предоставившие самую низкую и самую высокую цену, подтвердили, что в расчётах ошибок нет.
- О применяемых технологиях, для изготовления нашей вывески, можно только догадываться. А вот список основных материалов, которые используются – мы получили. К слову, лишь 4-е компании из 15-ти, предоставили полный перечень материалов, и ещё 3-и указали основные материалы в коммерческих предложениях; 4-и компании нам удалось уговорить предоставить подобного рода информацию, а остальные нашу просьбу проигнорировали. Ниже приведена таблица, с перечнем основных материалов, используемых для изготовления вывески.
№ | Тех. узлы вывески | Основные материалы |
---|---|---|
1 | Лицевая панель | акрил экстр. 3мм.; акрил экстр. 5мм.;акрил литой 4мм.; поликарбонат литой 4 мм.; поликарбонат сотовый 4 мм. |
2 | Изображение | аппликация Oracal 8500; широкоформатная печать на плёнке ск |
3 | Задняя панель | пвх 3мм.; пвх 4мм.; пвх 5мм.; композитная панель 3мм. |
4 | Борт | пвх 4мм.; пвх 5мм. |
5 | Внутренний каркас | СД профиль; труба проф. метал. 20х20 мм. |
6 | Подсветка | светодиодные модули elf 3smd2835; elf 3smd5050 (от 72шт. до 145 шт.); светодиодные лампы; люминесцентные лампы |
Примечание: Борт, к моему удивлению, все предприятия предложили выклеить из пластика пвх, пластиковый профиль «Квадро» или алюминиевый профиль не предложил никто. Внутренний каркас предложили установить 3-и компании из 15-ти. Обратите внимание на разброс количества светодиодных модулей, как по мне он очень большой даже если учесть что тех. характеристики могут быть разные.
Не знаю как реальный заказчик, а вот мой менеджер, участвующий в исследовании явно растерялся, когда я его спросил, какую из компаний он бы выбрал в подрядчики. А ответ «Надо с кем-то посоветоваться», меня и вовсе убил. Надо же так запутать человека, что он для принятия решения хочет привлечь независимого эксперта.
Как видите не всё так хорошо в нашем царстве, порой мы сами не можем составить себе ЦЕНУ. Пришло время объединить усилия всех участников рынка и навести порядок в своём хозяйстве. Научиться формировать стоимость учитывая реальные затраты предприятия (смотри статью “Методика расчёта калькуляции” по ссылке), закладывать в стоимость прибыль соответствующую не серийному, а индивидуальному производству. Разработать технологические стандарты изделий, ориентир, который позволит увеличить доверие клиентов к производителям и поможет развитию отрасли в целом.
Поэтому, для разработки рекомендуемой системы расчёта стоимости, прошу всех кого данная статья не оставила равнодушным поделиться своим наработками. Предоставить используемые на ваших предприятиях схемы или образцы развёрнутых калькуляций расчёта стоимости изделий. На основании полученной информации группой отвечающей в УАВИ за «Методику расчёта себестоимости», будет разработана схема расчёта стоимости рекламных конструкций и после проведённого обязательного тестирования выставлена на сайте УАВИ для общего пользования как рекомендуемая в отрасли.
Руководитель проекта BON SENS
Александр Демченко
е-mail: katran_ck@ukr.net