Торговая марка (товарная марка или товарный знак) — обозначение, по которому товары и услуги одних лиц отличаются от товаров и услуг других лиц (далее – ТМ).

Если коротко, зарегистрированная ТМ, дает возможность:

  • свободно использовать данное обозначение при предоставлении услуг, наносить логотипы на товары для последующей реализации, применять ТМ в деловой документации, рекламе или в сети Интернет;
  • зарегистрировать доменное имя *.UA;
  • использовать маркировку ® возле своей торговой марки или названия;
  • продавать третьим лицам имущественные права интеллектуальной собственности или предоставлять право использования на основании лицензионного договора;
  • защитить свой бренд от недобросовестной конкуренции и пресекать попытки использования вашего знака без вашего согласия. С этой частью предлагаем разобраться подробней.

Регистрация ТМ

Обычно, регистрируются словесные, изобразительные или комбинированные (название + логотип) ТМ. В Украине, свидетельство на регистрацию ТМ выдается сроком на 10 лет (с возможностью продлевать каждые 10 лет). Кроме этого, с момента подачи заявки на регистрацию – никто не сможет зарегистрировать подобную ТМ в сфере аналогичных (или смежных) услуг или товаров.

Законом признаётся исключительное право правообладателя на использование зарегистрированного обозначения. Правообладатель товарного знака имеет право свободно его использовать, им распоряжаться и запрещать его использование другими лицами.

Не имея зарегистрированной ТМ, вы позволяете конкурентам создать товары и предоставлять услуги, прикрываясь вашим именем – это может наносить ущерб вашей репутации.

Кроме этого, вы позволяете конкурентам зарегистрировать такую ТМ и в последующем запретить вам использовать знак (в том числе в рекламе, в социальных сетях, или при продвижении рекламы в Google).

Представьте, вы создали интернет-магазин, настроили процессы, вложили средства и в один момент провайдер сайта блокирует его по жалобе правообладателя аналогичного знака.

Или вы проводите продвижение интернет-магазина в Google Ads, по ключевым словам, с названием магазина, правообладатель аналогичного названия может через Google исключить такое ключевое слово из поиска. Т.е. ваш потенциальный потребитель не сможет находить именно вас, по названию вашего бренда.

На этапе регистрации обозначения, под которым вы работаете, можно определить не нарушаются права третьих лиц (владельцев ТМ) и предотвратить получение претензий с их стороны.

Так же значительно упрощается борьба с контрафактом, то есть товарами, которые содержат объекты интеллектуальной собственности (торговые марки), которые изготавливаются, распространяются и/или перемещаются через таможенную границу с нарушением прав интеллектуальной собственности. Собственник, путем внесения ТМ в таможенный реестр может препятствовать перемещению через границу товара с его ТМ. Исключением есть товары, которые были произведены под этой ТМ легально (например, проданные оптом этим продавцам).

В случае экспорта/импорта товара с вашей ТМ, его не пропустят через границу без вашего разрешения.

Если другие субъекты продают или изготовляют и продают от своего имени товары с вашей ТМ возможны следующие действия:

1. Через суд.
Требовать прекращения ее использования и возмещения вреда. Прекращения использования ТМ подразумевает изъятие и уничтожение товара, предлагаемого к реализации с незаконным использованием торговой марки (или к примеру, демонтаж вывесок с рекламой).

2. Привлечение к уголовной ответственности.
Незаконно использование зарегистрированного товарного знака наказывается уголовным кодексом. Согласно статье 229 Уголовного кодекса Украины «Незаконное использование знака для товаров и услуг, или другое умышленное нарушение прав на знак — караются штрафом от 3400 до 34000 грн. или исправительными работами на срок до двух лет, или тюремным заключением на тот же срок, с конфискацией соответственной продукции, оборудования и материалов, которые специально использовались для ее изготовления.

Вывод

Зарегистрированная ТМ выполняет следующие функции:

1. Статус
Укрепляет доверие потребителя, помогает формировать имидж компании, а также защищает от посягательств третьих лиц.

2. Гарантии. Защита от посягательства третьих лиц.

3. Реклама.
Одним из основных отталкивающих факторов получения свидетельства – является неосознанность о преимуществах ТМ и не уверенность в действии закона о защите ТМ. Как пример, преимущество регистрация ТМ – дает возможность упростить процесс утверждение названия магазина. Обозначения с зарегистрированной ТМ подпадают под понятие «вывеска» и процесс согласования таких фасадных конструкций во многих городах Украины безоплатный и бессрочный (в противопоставление, процесс оформления рекламы, зачастую платный, более длинный и выдается на 5 лет).

4. Капитализация.
Зарегистрированная торговая марка является объектом собственности, она может быть капиталом, который приносит прибыль. Её можно поставить на баланс компании, внести в уставной капитал, продать и т.д.

Усовершенствованная продукция, прогрессивные формы торговли закрепляются в сознании потребителя, ассоциируясь с товарным знаком. Исходя из нашей практики, регистрация ТМ помогает обезопасить свою фирму от посягательства третьих лиц, дает дополнительные возможности и преимущества при работе с государственными органами, а также служит репутацией фирмы, её новым предпринимательским методам.

Андрей Барбашин, Олег Чип юристы TRUSTME Law Firm
Больше информации можно найти на сайте: trustme.ua